главная  новости  Статья: Управление личным бюдж...


Статья: Управление личным бюджетом – Лайфхак от коммерческих организаций

четверг, 6 декабря 2018




Виталий Владимирович Вербицкий
консультант по финансовой грамотности проекта Вашифинансы.рф

 

Если вам знакомы ситуации:

  • не знаете куда уходят деньги
  • доходы растут, а денег больше не становится
  • денег чуть-чуть не хватает до зарплаты
  • у вас есть знакомые, с такой же зарплатой, а у них как-то получше
  • приходится часто брать в долг

тогда эта статья для вас. В ней я расскажу о простом методе как взять личный бюджет под контроль.

Почему многие люди уделяют мало внимания управлению своими деньгами?

Вот мой личный топ причин:
1)«Я и так знаю куда трачу»
2)«Скучно это, да и с дисциплиной беда»
3)«На это же надо время тратить, некогда мне»
4)«А зачем? Что денег от этого станет больше?»
5)«Боюсь увидеть результаты учета»

Зачем вести учет и контроль бюджета?

1. Избежать зависимости от несвоевременных выплат заработной платы или непредвиденных событий: болезни, несчастного случая и т.п.

2. Накопить на реализацию своей мечты, цели и не брать при этом кредиты, занимать у друзей или родственников.

А может быть и то и другое.

Куда мы часто «сливаем» наши «кровные»?

Правильно, на покупки в магазинах, посиделки в кафе и т.п. Давайте посмотрим, как управляют финансами в подобных организациях.
В нормальной организации процесс управления финансами можно представить в виде 4-х шагов, по-научному он называется принцип Деминга-Шухарта (PDCA – Plan-Do-Check-Act - планирование-действие-проверка-корректировка). Его можно называть по-разному, но смысл один и тот же:
1) Первым делом организация «Планирует» свою деятельность – ставит конкретные цели, определяет процессы, действия, объем ресурсов, которые необходимы для их достижения.
2) Когда все спланировано, начинается этап «Действие» – реализация мер и фиксация результатов деятельности.
3) На этапе «Проверка» – контролируется исполнения плана и выявляются причины отклонений.
4) Далее идут «Корректировки» принимаются меры по устранению причин отклонений результата от цели.
Выглядит просто. 4 действия.
Приоткрою еще небольшую «тайну» – процесс этот цикличный и системный. Он бесконечно повторяется, ну или пока организация не закроется. И смысла без системности в нем нет.

Как же наладить процесс, чтобы он стал системным?

Варианта у вас собственно всего два, не думаю, что открою для вас большую тайну:
1) Вы набираетесь духу и решимости, определяете цель, берете свою волю в кулак. Начинаете фиксировать все свои расходы и доходы.

Наверняка слышали про 21 день на формирование привычки. Дальше будет легче. Тут главное не сдаться на 4-й день.

2) У вас не такая железная сила воли как у некоторых. Только одна мысль о постоянном учете вгоняет вас в депрессию. Бывает и такое, ничего плохого в этом нет.

Если это ваш вариант, то тогда вы постепенно, через раз, прививайте себе новую привычку. Фиксируйте расходы и доходы, как только вспомните, что их надо записать, старайтесь охватить максимум.

Посмотрите по итогам недели или месяца: сколько у вас денег испарилось «в никуда»? Стало интересно как минимум. Развивайте это чувство – откроется второе дыхание.

Бонусный лайфхак:

Обязательно похвалите себя, если вы успешно ведете бюджет уже неделю. Например, для меня отличная похвала это кусочек торта. А вы что любите? Используйте это как поощрение!

Итак, в принципах и системе разобрались. Теперь ближе к делу.

Рекомендации по плану действий:
1) Подумайте над своими целями и желаниями, куда бы вы направили свободные деньги?

  • Хотите на море или в другую поездку мечты?
  • Хотите купить новый автомобиль, квартиру, дачу?
  • Хотите сходить на платный мастер-класс или обучение?
  • Хотите сформировать капитал, чтобы жить на проценты?

Наверняка у вас найдется что-то важное. Определяйтесь и вперед к цели!
2) Важная задача - привить привычку вести бюджет. Чтобы грамотно управлять своими финансами, надо знать: сколько и куда вы тратите, какой у вас доход и его источники. Только положительная разница между доходом и расходом позволит вам формировать сбережения.

Для ведения бюджета существуют десятки различных сервисов. Советую учесть при выборе:

  • Наличие в мобильном приложении функции сканирования QR-кода с чека экономит много времени - наводите камеру телефона на код и вуаля, у вас уже сохраняются все позиции из чека!
  • Веб-версия приложения позволит работать как с телефона так и с компьютера.
  • Наличие версий для других мобильных ОС позволит легко перенести вашу статистику если вы поменяете телефон на телефон с другой операционной системой (iOS, Andoid, Windows, другие).
  • Более широкий анализ и рекомендации можете найти на сайте Российской системы качества (Роскачество), где в 2018 году провели исследование рынка мобильных приложений для ведения бюджета:

https://roskachestvo.gov.ru/news/opublikovan-reyting-prilozheniy-dlya-ucheta-finansov-/

https://roskachestvo.gov.ru/researches_international/mobile_app_money/

3) По итогам недели смотрите свою статистику и проводите краткий анализ по отклонениям и причинам. На начальном этапе лучше это делать недолго, но чаще, пока ваша система запускается.

4) Принимайте меры! Если видите, что деньги уходят на что-то пустяковое или спонтанные покупки, надо что-то с этим делать. Иначе ваша мечта или цель ближе не станет!

Зациклите эти 4 шага. Заставьте систему работать.

Помните ли зачем вести учет и контроль бюджета?

1. Избежать зависимости от несвоевременных выплат заработной платы или непредвиденных событий: болезни, несчастного случая и т.п.

2. Накопить на реализацию своей мечты, цели и не брать при этом кредиты, занимать у друзей или родственников.

 

Небольшой тест. Оцените свое финансовое поведение. Как вы принимаете решения:

1) Интуитивно, под воздействием рекламы, советов друзей или родственников, все так делают
2) Используете методы и методики выбора финансовых институтов и продуктов – сравниваете организации, цены, учитываете риски и другие нюансы перед покупками
3) На основе использования личного финансового плана.

Ответы:
Если вы оказались на первом уровне, то скорее пересмотрите свои подходы и отношение к деньгам. Я надеюсь у вас и так все хорошо, но может быть и лучше!

Если вы на втором уровне – вы молодец, но есть куда расти. Можете глубже изучить методы увеличения доходов, инвестирование, страхование – столько всего интересного.

Если вы на третьем уровне, то вы знаете, что делать. Поддерживайте «форму» и поделитесь своим опытом с близкими людьми или друзьями.

И помните:

Никто не позаботиться о вашем финансовом благополучии, кроме вас самих.

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один»
Фазиль Абдулович Искандер, писатель, мастер прозы


Желаю всем развиться до третьего уровня!

С наилучшими пожеланиями, спасибо за внимание.


просмотров - 195